Дети

child Детство, вопреки многочисленным представлениям взрослых, вовсе не беззаботная и безмятежная пора, наполненная играми и весельем. Ребёнок растёт, меняется, осваивает новые знания и формы поведения и каждый день сталкивается с очередными задачами и трудностями. Личность ребёнка, в своём становлении, проходит тернистый путь, и очень важно, как строятся отношения с теми, кто сопровождает и поддерживает его на этом пути – с самыми близкими родными людьми, друзьями, одноклассниками, учителями… По мере роста малыша, этот круг расширяется, но центр его – в семье. Именно семья: мама, папа, бабушки и дедушки, братики и сестрички, оказывают наибольшее влияние на ребёнка. А потому, если мне предстоит работа с ребёнком, я приглашаю в кабинет всех взрослых, которые, живут вместе с ним, или проводят много времени вместе.
На первой встрече мы говорим о том, что привело ко мне родителей, чем они обеспокоены, я подробно расспрашиваю об истории жизни ребёнка, о том как он рос и развивался, об отношениях с ним и атмосфере в семье, о том с какими сложностями уже приходилось сталкиваться раньше. Для понимания того, что происходит с ребёнком и как ему помочь, мне нужно знать как можно больше. На этой встрече я даю родителям первые рекомендации, бывает, что на этом мы и останавливаемся, но, чаще, - это только начало нашего сотрудничества.
Следующая встреча - с ребёнком. Формы работы с детьми, прежде всего, зависят от их возраста, а также от текущей ситуации и пожеланий родителей.
Если малышу меньше 1.5-2 лет, то я предложу маме и папе приходить на родительские консультации (подробней на страничке РОДИТЕЛИ) или же маме - работу в формате материнско-младенческой терапии (страница МАТЬ-МЛАДЕНЕЦ).
С 1.5-2-х лет появляется возможность игровой терапии, которая является на сегодняшний день приоритетным направлением психологической помощи детям.
До 3,5-4 лет встречи с детьми я провожу в присутствии родителей или того взрослого, который привёл ребёнка. Когда малыш подрастёт и будет готов к тому, чтобы остаться в кабинете без близкого человека, мы перейдём на работу вдвоём.
Детям до подросткового возраста ещё сложно выражать словами свои чувства, для них естественно сбрасывать дискомфорт и напряжённость путём телесной разрядки. Игра для детей до 10-12 лет является основным способом коммуникации и выражения своей эмоциональной жизни. Рождаясь во внутреннем мире ребёнка, игра, отражает психологические конфликты и способы защиты.
Игровая терапия даёт возможность ребёнку эмоционально раскрыться, проиграть свои фантазии, тревоги, выплеснуть чувства, рассказать о себе на языке персонажей своей игры. Я, как детский терапевт, оцениваю, что волнует малыша, как он развивается, в чём его сложности. Включаясь в игру, я, с одной стороны поощряю его к большей свободе самовыражения, способствуя проявлению внутренних трудностей и переживаний и освобождению от них, с другой, получаю возможность, доступными для ребёнка способами показывать ему, что с ним происходит.
Часто приходится слышать от родителей: « Да, мой ребёнок и дома постоянно играет. Нельзя ли заняться с ним чем-нибудь более полезным?»
Во-первых, дело в том, что игра в детском возрасте – это важнейшая часть психо-эмоционального развития, а не пустая трата времени и родителям важно, понимая это, предоставлять своему сыну или дочке пространство, время и материалы для игр, обеспечить достаточные контакты со сверстниками и самим, по возможности, включаться в игры.
Во-вторых, игра в кабинете у детского психолога-психотерапевта имеет существенные отличия. Задача психолога создать атмосферу принятия и безопасности, общаясь с ребёнком понимающе, не директивно, позволяя ему развивать свои сюжеты, показывать свои желания. Слова и действия психолога помогают ребёнку научиться выражать естественным приемлемым способом неосознаваемые, трудные, пугающие мысли и эмоции и контролировать их. Работа с ребёнком направлена на расширение его творческих и коммуникативных способностей, укрепление его личности, рост уверенности в себе.
Вырастая, дети всё меньше играют и всё больше могут общаться, описывая словами, всё, что с ними происходит. Встречи с детьми с 11-12 лет становятся всё более «взрослыми». Постепенно мы переходим к беседе (страница ПОДРОСТКИ).

      В каких случаях желательно обратиться за помощью к психологу?

      -если Вы хотите помочь ребёнку развиваться, если Вас интересуют психологические аспекты воспитания и взаимодействия с ним, если Вам хотелось бы узнать, как реагировать на слова, поступки и эмоциональное состояние ребёнка;
      - если Вы чувствуете, что не понимаете своего ребёнка, что не можете установить с ним контакт, что что-то в его поведении пугает, раздражает или тяготит Вас;
      - если Вы видите, что ребёнок не справляется с теми задачами, которые хорошо получаются у его сверстников;
      - если ребёнок пережил стресс или травму (потеря близкого, развод родителей, тяжёлая болезнь, госпитализация…);
      - при сложностях в адаптации (переезд, смена садика, школы…);
      - при длительном подавленном состоянии, повышенной ранимости, плаксивости, замкнутости, неуверенности, нежелании общаться с другими детьми;
      - в случае потери интереса к игровой деятельности или учёбе;
      - при агрессивности, раздражительности, упрямстве, конфликтности;
      - если у ребёнка трудности со сном - не хочет спать один, плохо засыпает, часто просыпается, жалуется на ночные кошмары, ходит во сне;
      - в случае частых проявлений страха, фобий;
      - при навязчивых движениях, действиях, словах, ритуалах;
      - если ребёнок упорно грызёт ногти, сосёт палец, расчёсывает кожу;
      - при заикании;
      - при нарушениях питания - отказ от еды, неконтролируемое потребление;
      - если ребёнок часто болеет, жалуется на недомогание;
      - при энурезе, энкопрезе, повторяющихся запорах и поносах;
      - при проявлении гиперактивности;
      - при задержке психоэмоционального, интеллектуального развития, речи;
      -при появлении аутистических черт, аутизме;

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, встречи с детским психологом могут быть полезны, как для детей, независимо от их возраста, так и для родителей. И совсем не обязательно ждать, когда в Вашей семье, в отношениях с ребёнком, или в его поведении появится что-то, что будет Вас беспокоить. Вы можете прийти на встречу гораздо раньше, периодически посещать психолога и это даст Вам возможность предотвратить значительную часть трудностей и грамотно способствовать развитию ребёнка.